Автор — Елена Карпухина.
День пятый (четверг):
Завтрак в нашем отеле был ожидаемо хорош, особенно понравились жареные колбаски. Планы у нас были поистине наполеоновские: проехать по Трансфэгэрашу (TransFagarasan) и к ночи прибыть в болгарскую Каварну; забегая вперед, скажу, что Румыния нас не подвела, и без пятнадцати двенадцать мы парковались на подземной стоянке в Каварна Хиллз. Стартовали в 9.22, вновь спустились в Рышнов, а дальше череда городков и деревень, серпантинов и альпийских лугов в узких долинах, зажатых между гор. Одним словом – очаровательно! Единственный крупный город на данном маршруте Фэгэраш (Fagaras), здесь уже слева на горизонте видны горы, которые нам предстоит штурмовать – то, ради чего собственно и задумывался такой маршрут через Румынию. И вот в 11.45 мы на развилке: впереди Трансфэгэраш.
Думаю, эта дорога не оставит равнодушным никого: головокружительная, захватывающая, изматывающая, не на секунду не позволяющая отвлечься или ослабить контроль – это действительно что-то потрясающее, и чего бы мы не ждали от такой поездки – реальность все превзошла и перевернула представление о собственных возможностях и возможностях человека вообще. Не удивительно, что эта дорога закрыта 9 месяцев в году, любые сколь-нибудь неблагоприятные погодные условия могут стать катастрофическими. И это лишает возможности полюбоваться на все эти красоты в самое захватывающее время года для гор – осенью, когда склоны пылают, являя весь спектр цветов, мыслимых и немыслимых. Темно-фиолетовый, лиловый, бордовый, все оттенки красного, желтого и зеленого, пронзительная синева неба, бирюзовая вода в горных реках… Осень в горах – зрелище незабываемое, но в этих горах ее, нарядную и впечатляющую, видели, наверное, единицы. Так что величественными и неприступными, сказочно красивыми и невообразимо контрастными в моем сердце остаются горы Алтая, но для тех, кто одолел Трансфэгэраш, на Алтае нет ни одного серпантина и Чуйский тракт – дорога для новичков. А еще Трансфэгэраш запомнится как грандиозный памятник бесконечным человеческим возможностям, силе воли, огромному труду и абсолютной нецелесообразности – очень круто, но скорее всего никак экономически и практически не обосновано. Военная необходимость? Ну, надеюсь, хоть так! Очень жаль, если такой грандиозный проект не принес стране хоть каких-то ощутимых выгод.
Подъем на перевал начинается на Трансфэгэраше как-то сразу и очень резко, всему «виной» пресловутые серпантины – благодаря им перепад высот не только ощутим, но и зрительно очевиден.
Как всегда в горах, остановиться хочется практически на каждом метре, и опять же, как всегда, это фактически не возможно, так что большинство фотографий сделаны через лобовое стекло. «Смотровые площадки» в основном импровизированные, когда уже ну никак нельзя проехать мимо открывающегося вида. А виды впечатляют: обрыв уходит практически из-под ног на несколько сотен метров – отсюда и серпантины, и столь резкий подъем – дорогу фактически выгрызали в скалах, так что обочины здесь отсутствуют как класс. Дух захватывает от ощущения высоты, ее здесь физически чувствуешь!
Дорога с лесистых склонов приводит в узкую долину, с трех сторон зажатую между острыми отрогами гор и вот здесь как раз начинается самый известный участок Трансфэгэраша, когда дорога на небольшом открытом пространстве – покатом склоне горы — невообразимыми петлями взбирается на перевал! Здесь организм запросил передышку, намекнув, что не в космонавты готовимся 🙂
На самой верхней точке перевала расположились смотровые площадки, парочка домиков-отелей, всевозможные аттракционы типа парапланов и тарзанок, а также базары сувениров. Сюда же приходит канатная дорога, вот только где она начинается, мы не заметили. Стоянка платная -5 лей, здесь вообще ничего кроме леев не принимают, но в ресторане отеля можно поменять евро прямо у официантов. Нас это очень выручило – леи закончились после покупки горного меда где-то на подъеме :). На перевале, естественно, очень холодно и ветрено, к тому же весьма многолюдно, стоянки забиты автомобилями (и здесь ни одного российского номера не встретили), а смотровые площадки – людьми. Шумно и весело! Вид отсюда открывается на только что одоленный серпантин, а с другой стороны упирается в острые пики гор, в туннель под которыми и уходит Трансфэгэраш. Трафик здесь, несмотря на рабочий день, очень напряженный, но номера сплошь румынские, а еще очень много голосующих на дороге – было бы интересно подвезти местных жителей, но задние сиденья у нас были завалены практически под крышу, да и сложно представить, как бы они объясняли нам, куда им нужно 🙂
Туннель не впечатлил – лефортовский круче 🙂 А вот открывающийся после него вид – прямо таки дорога в никуда!
Основной спуск с перевала, как и подъем, весьма крут, а вот потом начинается долгая, очень долгая дорога, практически повторяющая контуры весьма изрезанного берега озера Видрару (Vidraru). И вот это гораздо большее испытание, чем любой перевал: вправо-влево, вправо-влево, вправо-влево, и так через каждые метров 50-100, после этого на еду даже смотреть было страшно, да и все остальное восторгов уже не вызывало – укатали нас трансфэгэрашские серпантины 🙂 По ощущениям очень напомнило карусель «Вальс», только вот катаешься на ней не 3 минуты, а часа полтора – два :))) Но мы выдержали! Правда, судя по обочинам, одни из немногих, так что совсем не удивительно, что на Трансфэгэраше практически нет ресторанов и кафешек 🙂
Плотина озера Видрару – очень масштабное сооружение, чувствуешь себя маленьким и хрупким.
Даже в нашем весьма укачанном состоянии плотина нас впечатлила, жаль только сил не хватило все осмотреть и подняться на гору, оттуда наверное это сооружение вообще потрясает.
После плотины дорога довольно скоро приводит в обжитые места и вновь петляет по деревням и городкам. Последние здесь выглядят совсем иначе, чем до Фэгэрашских гор, да и весь пейзаж изменился – здесь уже начинается равнинная Румыния, а это уже совсем другая страна! Я просто не могла отделаться от этого ощущения всю дальнейшую дорогу и все пыталась вспомнить где же мы успели пройти погранпереход и, главное, в какой стране мы сейчас находимся ? Трансильвания нас очень впечатлила, сюда хочется обязательно вернуться! Лично я влюбилась в эту часть Румынии не меньше чем в осенний Алтай.
Вид на эту красоту из космоса:
А дорога тем временем привела нас в Питешти и на автобан до Бухареста – здесь мы забыли, что называли словом «автобан» трассу М1 в Беларуси! Кроме ровной, широкой дороги, без единого дополнительного ограничения скорости, это еще и защита от света фар встречного потока. Это сказка, по таким дорогам хочется ездить кругами, если бы это приводило туда куда нужно 🙂 Скорость 130 км./час на круиз-контроль и до Бухареста о педалях можно забыть, сто двадцать километров пути за 50 минут. Объездную Бухареста мы так и не нашли, поэтому час потеряли в вечерних пробках на улицах румынской столицы. Правило «ехать по главной и никуда не сворачивать» в очередной раз себя оправдало, в тот момент, когда мы засомневались в главной дороге, появились указатели на А2 – автобан до Констанцы и как всегда без проблем вывели нас туда, куда обещали. Снова 130 км./час на круиз-контроль и вперед без остановок до пункта оплаты проезда перед мостом через Дунай в Фетешти. Проезд 11 лей, постов оплаты много и как ни странно движение они практически не тормозят. Далее еще один мост через Дунай в Чернаводэ (здесь оплата проезда при движении из Констанцы в Бухарест), но за окошком уже темнеет и рассмотреть Дунай нам так и не удалось, впрочем на такой скорости это скорее всего и невозможно 🙂 На отрезке между Чернаводэ и Констанцей автобан еще не закончен, идет сужение до одной полосы в каждую сторону и ограничение скорости до 80-100 км./час. Как же сильно это ощущается после удобнейшего разделения потоков на предыдущем участке пути! Как будто резко вылетел , только что ты был один на дороге, а теперь в глаза бьет нескончаемый поток встречных фар. Констанцу мы обошли по объездной и дальше по навигатору и указателям прибыли на границу в Вама Веке. Прибрежные румынские городки абсолютно курортные, даже поздно вечером, когда мы их проезжали, обочины полны людьми в пляжной одежде с кругами и прочими купальными принадлежностями. Погранпереход здесь сдвоенный, мы были на нем вторыми и за десять минут прошли все формальности (багажником и салоном опять никто не заинтересовался), в закрывающемся магазинчике поменяли евро на болгарские левы и двинулись в сторону Каварны. Чудесная Румыния осталась позади, и отличные дороги тоже, здесь дорожное покрытие, знаки и неожиданно возникающие участки ремонта очень напомнили нам Родину. По Болгарии мы особо не ездили, так что надеемся, что не все дороги у них такие. Через сорок минут после границы мы прибыли в пункт назначения и очень долгая дорога на море наконец-то подошла к концу, что оказалось неожиданно грустно! Мы в Каварне. На одометре 2 874 км., средний расход 6,3 литра/100 км., средняя скорость 61 км./час.
Спасибо большое Лене за интересный рассказ и румынскую куколку! 🙂
Огромное спасибо за возможность поделиться впечатлениями и опытом!
А про Каварну есть что рассказать? Вы там на рок-фестиваль какой-нибудь не попали?
На рок-фестиваль не попали и Каварна нас совсем не впечатлила. Как-то привыкли думать, что в курортных странах должно быть все чисто, а болгары они совсем как русские 🙂 На улицах достаточно грязно, и море тоже нам чистым не показалось, плюс очень много на побережье недостроя и это производит угнетающее впечатление.
Единственное, что мы посетили и что нам понравилось — это мыс Калирка и поля ветряков по дороге к этому мысу. Это было действительно впечатляюще и виды с мыса красивые открываются.
Да, Каварна — совсем некурортный город. Созополь, Несебр — вот где интересно. Но там и дороже, и многолюднее:)
Возможность избежать многолюдности — тоже большой плюс самостоятельных путешествий. Нам в этой поездке так и вообще казалось, что мы одни, особенно усиливало это впечатление отсутсвие русской речи на румыском участке пути 🙂
Фотографии впечатляют! Представляю ощущения от живого путешествия.
Да, Лене с Ваней можно сказать повезло. Мы два раза проезжали по Румынии, но на эту знаменитую дорогу так и не попали.
Какая красота глядя на фото дух захватывает от такой красоты, представляю какое впечетление вы получили всю это увидев вживую.
Реальные ощущения, конечно, всегда сильнее! Например, как мы не старались, но нам так и не удалось на фотках передать головокружительные обрывы, уходящие из-под ног. Вообще эпитет «головокружительные» самый точный для этих гор и этой дороги 🙂
Какие замечательные горные пейзажи! Очень люблю ездить по таким серпантинам. Всегда интересно, что ждет за поворотом. Фото мне напомнили дорогу, по которой мы ехали в Македонии из Греции. Я даже не предполагала, что там такая красота!Вот и Румынию мы вдели только равнинную. Спасибо за такой подробный отчет, интересная поездка у вас Елена получилась!
О, заглянуть за поворот — это было любимое занятие в детстве, как же далеко это уводила нас с подружкой! Благо, что тогда это было пешком 🙂
А равнинная и горная Румыния — это действительно две разные страны, равнинная мне, например, не понравилась. Я так рада, что путешествие мы начали с горной части, все-таки первое впечатление накладывает отпечаток на дальнейшее восприятие. И когда мы возвращались назад по короткому и достаточно скучному маршруту через Румынию, мы всегда держали в уме, что вот там за горами Трансфэгэрэш, Брашов, Рышнов, Сирет и прочие милые городки 🙂
Вот и я говорю, что равнинная Румыния не произвела впечатления, даже дома в маленьких поселениях уж очень напоминали наши деревушки. Вам повезло, есть хоть, что вспомнить!
Мне кажется, путешествовать на своем авто очень сложно. Слишком много ответственности и заморочек) Я бы лучше на поезде или как-то еще, но не на своем авто)